ЗАЧЕМ НУЖЕН ИНСТРУКТОР
Инструктор – обоснование с точки зрения коммерции
Собственно, в обучении есть простой коммерческий расчет: человек впервые приехал на горнолыжную базу отдыхать и заплатил за это определенную сумму денег. Вероятно, от отдыха хочется получать удовольствие. Возможно, кому-то нравится провести несколько дней на склоне в бесконечных падениях, вытряхивании снега из-за шиворота и выпутывании собственного организма из оградительных сеток, но… Может, таки лучше час-два поработать с инструктором и остальное время получать удовольствие от катания? Да, это еще не супер-класс. Да, на трассу слалома-гиганта еще рано. Но! Это уже не лежание в сугробе – это в самом деле Катание на горных лыжах – спокойное, уверенное и безопасное! А деньги будут заплачены именно за отдых, а не за некий вариант снежного мазохизма:-)
Кому нужен инструктор? На горных лыжах умеют кататься все, без исключения. Просто не все знают как. Поэтому инструктор нужен всем. Инструктору тоже - мы регулярно тренируемся, делаем фрирайд-бэккантри восхождения, проходим обучающие курсы, участвуем в соревнованиях. Идеальной и совершенной техники нет в природе. Для новичка не имеет малейшего значения физическая подготовка, комплекция, возраст, пол. Детей можно обучать с возраста, когда ребенок понимает, что ему говорят. Не бойтейсь показаться смешным или неуклюжим - учиться никогда не стыдно. Стыдно (и заодно больно) - сбивать заборы и тормозить об очередь к подъемнику. Что будет после обучения? Новичок сможет самостоятельно и, главное, безопасно спустится со склона. Получит базовые знания и навыки, которые позволят какое-то время совершенствоваться самостоятельно. Уверенно катающемуся – перейти на качественно другой уровень – освоить спортивную технику, уверенно ходить по буграм и в целине. Ветерану, начинавшему с прямых худых лыж и кожаных «Ботасов» - убрать «закатанные» годами ошибки, научится в полной мере использовать возможности современной геометрии лыж.
Безопасность! Горные лыжи и сноуборд – как ни крути, довольно-таки экстремальный вид отдыха. От падений не застрахован никто. Но, из нескромного опыта спасательных работ, основной источник травм - не падения, а столкновения. Опасен не склон, а разухабистое существо, считающая себя полной крутизной и не унижающаяся до поворотов и какого-либо контроля скорости. Чем больше людей пройдут обучение, тем меньше станет на склонах «летающих ломов», тем непопулярнее станет уродливый стиль «сидя на унитазе», тем безопаснее станет катание. Инструктор обязательно обучает безопасным маневрам, правилам FIS и правилу трех Д (Дай Дураку Дорогу). Мы любим и уважаем нашего Доктора, давайте оставим его без работы! Он не против :-)
Как выбрать инструктора? В свободном катании есть одно своеобразное правило: «Чем красивее, тем правильнее». Смотрите на склон, он белый, на нем все видно. Если техника нравится, подойдите и послушайте, как он работает с другими людьми. Объясните, чему вы хотели бы обучиться, посоветуйтесь, стоит ли обучаться в группе или индивидуально, сколько занятий нужно. Если в общении вам все понравилось – прямая дорога в кассу и на склон.
Как неправильно выбрать инструктора? Самый неудачный из всех возможных вариант - это припахать знакомого или родственника. Да, он хорошо катается, хорошо объясняет, но…. Толку с этого не будет. Без правильной методики шансов на успех минимум. Инструктора учили не только кататься, но и учить кататься – есть разница. Кроме того, с инструктором вы работаете за деньги – отношение сразу другое. И с инструктором покапризничать не получится – «ты неправильно меня учишь» не проходит. Смотрите на склон. Грамотный инструктор не прикасается к обучаемому. В исключительном случае – может взять за руку. Но возить за лыжные палки – абсолютно недопустимо. Смотрите на сняряжение инструктора. Потрепанные прокатные лыжи, болоньевая куртка из секонд-хенда, сам не катается, стоит под кассой ждет клиента... Таксист на заработках? Бегите оттуда!
КАК ОДЕТЬСЯ И ЧТО ОДЕВАТЬ НЕ НУЖНО
Специализированные магазины и вездесущие базары способны удовлетворить любой вкус. Кстати, в стоковых магазинах ничего ужасного нет. Часто европейский «сток» куда лучше нового Китая. Одежда должна легкой, теплой, не стесняющей движений. Одеваться лучше многослойно – лучше что-то снять, чем потеть и потом мерзнуть. Чего точно брать не стоит – цельные (с рукавами) синтепоновые комбинезоны. В них жарко в движении, холодно на подъемнике, и, пардон, зайти в туалет – целая проблема. Ну и, разумеется, пальто, кожаные перчатки, дубленки и штаны «адидас» - не лучший выбор.
Термобелье – очень желательно. С виду – колготки колготками и не греет. Оно и не должно греть. Его задача – отводить влагу (все мы живые люди). Вам нужен именно горнолыжный «термик», по текстуре действительно напоминающий толстые колготки. То, которое похоже на тонкий флис, оставьте ночным строжам и любителям зимней рыбалки – тем, кто на морозе мало двигается. Есть модели, в которые, как уверяет производитель, вшита серебряная нить. Сдать ее потом на драгметаллы не получится, но антисептический и непахнущий эффект в самом деле есть.
Греет то, что дальше – мастерка из ткани типа Polartec (в просторечии «полар»). Полар нельзя покупать б/у. Эффект этой ткани в том, что каждая «ворсинка» - полая изнутри трубочка, заполненная воздухом. При обязательной для секонд-хенда термообработке стенки «трубочек» слипаются, и с виду новая вещь становится совершенно бесполезной. Поверх полара - куртка из мембранной «дышащей» ткани с флисовой подстежкой или без нее. Стирать только по инструкции и специальным шампунем! Иначе весь эффект мембраны пропадет. Куртка типа «виндстопер» - тоже хороший выбор, если не очень холодно.
Носки – очень важная «мелочь». Они должны быть длинные, выше ботинок и из тонкой нити. Обязательно возьмите несколько пар, особенно если будете пользоваться прокатным снаряжением. Бабушкины вязанные однозначно не подойдут, иначе кожа на ступнях будет иметь красивый глубокий рельеф, точно повторяющий лицевые и изнаночные петли. Толстые носки не нужны, в современных ботиках замерзнуть нереально. Специальные горнолыжные носки – очень полезная и долгоживущая вещь, но… ноги у всех разные. Меня они немилосердно трут.
Перчатки – любые, достаточно теплые и с верхом из синтетической ткани. Трикотажные или поларовые не подойдут, на них быстро налипает снег, тает и смерзается. Сноубордистам нужны специальные перчатки с жесткой вставкой на запястье. Повреждения лучезапястного сустава – типичная травма при падении на доске, так что тут защита очень даже уместна.
Штаны – обязательно из нескользкой синтетической ткани. Болонья не годится, потому что отлично скользит по снегу. После падения еще и остановится как-то нужно J. Джинсы на лыжах – явный моветон. Внутри в ботинке должны быть только носки, штаны – обязательно поверх ботинка. Да, ботинки красивые, и очень хочется чтобы их было видно на фотографиях, но… Заправленные внутрь ботинка штаны натирают ногу, через открытый верх ботинка набивается снег, тает и трет пуще прежнего. Штаны для сноуборда – отличный выбор для горнолыжника. Водоупорная «пятая точка» и наколенники – в самом деле удобно. В сильный мороз между штанами и термобельем вполне уместны трикотажные рейтузы. Жаренных горнолыжников пока что не находили, но замороженные иногда попадаются :-)
Головной убор… На лотках около любой горнолыжной базы – аж глаза разбегаются. Шапки с рожками, колокольчиками, ирокезом, флуоресцентными волосами всех форм и расцветок. Супер. Возьмите сфотографироваться и положите на место. На склоне уместен только один вид головного убора – шлем, и только шлем. Абсолютно необходимая вещь для всех, независимо от опыта и класса катания. За бугром на многих базах вход на подъемник «детям до 14» без шлема вообще запрещен. Шлемы бывают для сноуборда и лыж, с мягкими или жесткими «ушами», иногда с приятной мелочью – встроенными наушниками для подключения плеера или мобильника. Выбирайте шлем по размеру головы. Есть шлемы с регулировкой размера, типа как на строительной каске. Это неплохо, но… в них есть чему сломаться. Во избежание глупых вопросов: нет, шлем не тяжелый. Нет, шлем не ухудшает обзор. Нет, в шлеме все отлично слышно. Нет, постирать шлем не проблема – мягкая подкладка сделана на «репейнике» и легко снимается. Нет, шлем – это для всех, а не только для суперпрофи. Кроме защитных функций – это легкая удобная шапка с кучей вентиляции. Со шлемом очки не потеют – вы их сдвигаете на холодный пластик шлема, а не на вспотевший лоб или заснеженную трикотажную шапочку. Недостаток у шлема один – это одноразовая вещь. После серьезного удара шлем необходимо заменить, а старый безжалостно доломать на кусочки, чтобы никому не достался. Защитных функций у «стукнутого» шлема уже нет, а иллюзия безопасности и есть опасность.
Шарфик. Нет!!!!! Для особо заботливых мам повторяю: НЕТ! Ненужная и крайне опасная вещь, особенно на ребенке – дети менее внимательны, чем взрослые. Быстро, надежно и незаметно наматывается вокруг бугеля или троса мультилифта. Тайный факт наматывания становится явным именно в момент попытки расстаться с подъемником. Думаю, последствия описывать не нужно. Заодно… Милые дамы! Ваши роскошные волосы должны быть убраны под шлем или под воротник. Почему? Еще раз почитайте про шарфик.
Тряпочка. Мелочь. О которой вспоминаешь только тогда, когда очки окончательно залепило снегом. В некоторых курках тряпочка пришита на длинной резинке к внутреннему карману. У Вас такого нету? Вероятно, тряпочка для очков из ближайшей Оптики, кусок резинки и иголка с ниткой легко избавят вас от необходимости тереть нежные линзы об мокрые перчатки.
Снаряжение
Очки (маска). 5 градусов мороза, скорость 10 км/час – и глаза уже слезятся. Снегопад – и того хуже, без очков никуда. Выбирайте очки вместе со шлемом. Просветов между шлемом и очками быть не должно, в них ощутимо дует. Хорошо, когда резинка крепится к очкам не напрямую, а через подвижную скобу – так оно огибает толщину шлема и лучше прилегает к лицу. У нас экспозиция склонов северная – так дольше снег держится. Поэтому очень уж яркое солнце не угрожает. Избегайте очков с зеркальным напылением, они слишком темные для наших широт и очень легко царапаются. В Мигово отличное ночное освещение склона, рельеф видно даже лучше, чем днем в пасмурную погоду, это тоже нужно учитывать. Оптимальный цвет стекол – светло-светло-коричневый. Никогда! Никогда не вытирайте влажные очки изнутри – напыление AntiFog стирается моментально. Очки запотели – проветрите, но не трите. Особо хитрые инструктора имеют по две пары очков, одни на себе, другие сохнут около батареи. Кстати, забыли очки – подойдите к инструкторам, дадут напрокат.
Защита. Да! Чем полнее, тем лучше. Подойдет любая – от сноубордической «черепашки» на позвоночник до хоккейной или для поло, за неимением специальной. Главное, чтобы не стесняла движений. «Бронированные» трусы с защитой копчика и бедер – must have для сноубордистов и совсем не лишние для горнолыжников. Даже просто рюкзак с полужесткой спинкой – намного лучше, чем ничего. Перчатки – тоже элемент защиты! Не катайтесь без перчаток независимо от забортной температуры, не беритесь за лыжи голыми руками.
Лыжи. Плохих лыж нет в природе – есть хорошие и очень хорошие. Лыжи для начинающих, которые предлагаются в прокате, отличаются только расцветкой. Если есть возможность выбора – просто берите те, которые вам подходят к костюму и выглядят поновее. Проверьте, работают ли ски-стопы (использовать лыжу со сломанным ски-стопом нельзя), не оторван ли кант, не болтаются ли крепления. Регулировка креплений – не Ваша забота. Прокатчики сами выставят правильную нагрузку на срабатывание, инструктор дополнительно проверит до начала занятия. Для того, чтобы различать лыжи разных моделей на ощупь, необходимо как минимум уметь нагружать лыжу под ботинком и пользоваться упругостью лыжи на перекантовке. Но это уже следующий уровень обучения, когда прокатных лыж явно не хватает и пришла пора выбирать свои.
Палки. Правильная длина палок – очень важно. Поставьте палку на пол рукояткой к ноге, возьмите рукой под кольцо. Изгиб локтя должен быть под прямым углом. Если нет – не стесняйтесь попросить другой комплект. Кольца должны быть! Ремешок (темляк) тоже должен присутствовать и быть достаточно длинным. Правильно одевать темляк научит инструктор. Ошибка чревата травмой кисти!
Ботинки. Однозначно, лучше иметь свои. Прокатные модели оптимизированы только для многократного снимания-одевания, нет деления на мужские/женские модели, нет термоусадки. Но, за пока что неимением своих берем прокатные. Фирма-производитель опять же не имеет значения. Берите точно по размеру. Меняйте столько раз, сколько нужно, пока не подберете по ноге. Проверьте, целы ли клипсы и верхняя лента-липучка, не порван ли внутренний ботинок. Рвется обычно выше пятки, в районе ахиллового сухожилия. Ботинки должны быть сухими!
© Вячеслав Разумов, 2010 г. Копирование только с разрешения автора. lom-@list.ru